Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте.
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых
объекты реального мира и
связи между ними представляются в виде модели.
Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров, или
атрибутов, отражающих определённые характеристики реального объекта (номер объекта, название, описание, длительность выполнения (для функций), стоимость и др.).
Описание бизнес-процессов проводится с целью их дальнейшего анализа и реорганизации. Целью реорганизации может быть внедрение информационной системы, сокращение затрат, повышение качества обслуживания клиентов, создание должностных и рабочих инструкций и т.п., а
детальное описание процессов само по себе не представляет ценности.
По отношению к получению добавленной ценности продукта или услуги можно выделить следующие классы процессов:
- Основные бизнес-процессы (например: маркетинг, производство, поставки и сервисное обслуживание продукции).
- Обеспечивающие бизнес-процессы не добавляют ценность продукта, но увеличивают его стоимость (например: финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, администрирование, обеспечение безопасности, поставка комплектующих материалов, ремонт и техническое обслуживание и т.д.).
- Бизнес-процессы управления.
Бизнес-модель - это формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес-процессов. Основная область применения бизнес-моделей - это реинжиниринг бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимальной эффективности производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.
Бизнес-инжиниринг состоит из моделирования бизнес-процессов (разработка модели "как есть"
(ASIS) , её анализ, разработка модели "как надо" и разработки и реализации плана перехода к состоянию "как надо"
(TOBE).
Цели моделирования бизнес-процессов обычно формулируются следующим образом:
- обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;
- обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения;
- убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации;
- создать базу для формирования требований к ПО, автоматизирующему бизнес-процессы организации (требования к ПО формируются на основе бизнес-модели).
Модели "AS IS" и "TO BE" - Традиционная схема моделирования бизнес-процессов предполагает описание на первом этапе действующих процедур (модель БП "AS IS") с последующей оптимизацией до модели "TO BE" («как должно быть»). Иногда заказчикам работы по оптимизации БП не понятно, зачем нужен первый этап. Они ожидают, что исполнители принесут в компанию готовые «правильные» бизнес-процессы, а разработку модели "AS IS" воспринимают, как попытку «накрутить» трудоёмкость.
- Хочется предостеречь от такого подхода. Методика внедрения системы бизнес-процессов, не опирающейся на действующие процедуры, называется не оптимизацией БП, а реинжинирингом. Разница примерно такая же, как между терапией и хирургией, а к скальпелю обычно обращаются тогда, когда другого выхода нет. Подумайте об этом в момент принятия решения.
- Описание "AS IS" позволяет выяснить существующие противоречия и провести первичную оптимизацию БП. Для этого модель "AS IS" должна быть обсуждена со всеми участниками БП и согласована с ними «под роспись».
Если у Вас имеется потребность в данной услуге, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, перечисленными в разделе «Контакты». Специалисты нашего центра более подробно проинформируют Вас о данной услуге, обсудят этапы сотрудничества, ответят на Ваши вопросы.